Диалоги не по сценарию, разбитая «Волга» и случайный снег: как снимали «Служебный роман»

2 лет назад 99

Фильма мог не получиться по одной-единственной причине.

«Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

«Служебный роман» – один из любимых киношедевров Эльдара Рязанова, «теплый, добрый и душевный» фильм, как задумывал его сделать мастер. В истории этого кино нет скандалов и интриг, – никаких запретов, сокращений бюджета, «войны» за роли, цензуры. Напротив, фильму сопутствовали профессиональное признание, огромная любовь зрителей и государственные премии.  

Идея фильма возникла из редкого чувства... уважения к зрителю. Ну какое еще кино появляется по таким странными причинам?! Дело было в пьесе, которую Рязанов и Брагинский написали в 1971 году. Спектакль «Сослуживцы» про роман рядового статистика Новосельцева и его начальницы Калугиной с успехом шел в более 100 театрах Союза и за рубежом. Но потом вышла телепостановка с участием артистов Театра им. Маяковского, – она не понравилась ни зрителям, ни самим авторам. Рязанов решил все исправить и сделать из пьесы свое кино.  

«Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

1976 год. К этому моменту в послужном списке режиссера что ни фильм, то настоящий хит, – «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!». Работы Рязанова были отмечены множеством наград, а за последний фильм ему дали Госпремию СССР, – теперь он был свободен в выборе материала. К тому моменту уже практически сложился пул артистов, которых он задействовал в фильмах. Многие из тех, кто работал с Рязановым, пробовались в «Иронию судьбы». Так, Светлана Немоляева могла бы сыграть роль Нади, а Олег Басилашвили был изначально утвержден на роль Ипполита. В ранние работы Рязанова пробовалась и Алиса Фрейндлих, и он мечтал хоть когда-нибудь с ней поработать.

«Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

«Служебного романа» могло бы не быть только по одной причине, – если бы Фрейндлих отказалась от роли. Рязанов писал сценарий исключительно под нее, несмотря на то, что артистка жила в Ленинграде и была востребована в театре Ленсовета. Фрейндлих рассказывала, что уговаривать пришлось даже не столько ее, сколько мужа и по совместительству худрука театра Игоря Владимирова. Тот согласился, но поставил условие, – чтобы ни один спектакль не был сорван. Съемки длились 63 дня, и все эти два с лишним месяца она моталась между двумя столицами, фактически ночуя в «Красной стреле».  

«Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Остальные артисты, кроме разве что Людмилы Ивановой, которая исполнила активистку Шуру, были утверждены без проб. Правда, Олег Басилашвили выпрашивал для себя роль Новосельцева, – почему-то ему казалось, что она буквально создана для него. Но в итоге и он признал, что распределение оказалось более чем удачным. А что касается музыки, что к фильмам Рязанов ее традиционно писал композитор Андрей Петров.

«Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Чтобы ни у кого не возникло параллелей с неудавшимся телеспектаклем по «Сослуживцам», Рязанов разбавлял студийные сцены пейзажами и панорамами Москвы. Он специально «расселил» героев по разным концам уже тогда довольно крупного мегаполиса, – начальников поселил в центре, рядовых служащих – по окраинам, а Олю Рыжову и вовсе «заслал» в Подмосковье. «Работали» сотрудники статистического управления на пересечении улиц Петровки и Кузнецкого моста, – в бывшем доходном доме, занятом в советское время различными организациями. На фасаде, правда, висели «фейковые» таблички, – каждая была своего рода отсылкой к литературным источникам. Основные сцены внутри снимались в павильонах Мосфильма.

«Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Известно, что Рязанов всецело доверял своим артистам и позволял им сколько угодно импровизировать. Как рассказывала Фрейндлих, будучи сам сценаристом, он позволял им в кадре все что угодно, а когда сцена хорошо получалась, то даже похрюкивал за камерой. Удачных моментов было много. Так, сцена ужина Калугиной и Новосельцева – чистой воды экспромт. Разговор обоих на вечеринке у Самохвалова, – тоже не по сценарию. Даже снегопад оказался в картине случайно, – это была настоящая природная аномалия. В столице в 1976 году снег выпал неожиданно рано, – 25 сентября. Режиссер решил использовать момент и даже придумал слова к песне, которая должна была сопровождать картинку. Правда, Петрову он заявил, что слова написал английский поэт Уильям Блейк. В собственном авторстве признался позднее. В итоге из-за подобных сцен хронометраж фильма растянулся уже не на две, а три серии, –  Рязанову многое пришлось вырезать. 

«Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Некоторые персонажи и вовсе были исключены. Так, в сценарии была прописана полноценная роль для мужа секретарши Верочки, – они должны были ругаться по-настоящему, а не по телефону. Но актер Николай Фатюшин в начале съемок повредил глаз, – в итоге ему стало не до съемок, хотя несколько эпизодов с ним все-таки сохранилось. Так, его лицо мелькает в сцене «воскрешения» Бубликова и восхищения новым образом Людмилы Прокофьевны.

Говорят, что атмосфера на съемочной площадке каким-то странным образом ощущается в кадре и влияет на судьбу картины. Для «Служебного романа» это более, чем справедливо. Рязанов позднее рассказывал, что в тот период был страстно влюблен, – и это чувство транслировал окружающим. «Снимали мы в какой-то удивительно теплой атмосфере доверия, доброжелательности и веры в чудо», – говорил режиссер.

«Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Алиса Фрейндлих тоже вспоминала о съемках с большой теплотой. Ей нравилось то, что Рязанов снимал последовательно, – «чтобы вилась ниточка ролевая, чтобы по дороге не терять петли от этого полотнища», говорила актриса. Но больше всего она ценила в ней стремление к идеальному кадру, – Фрейндлих сама перфекционистка и понимала режиссера лучше, чем кто-либо.   

«Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Пожалуй, самым драматичным моментом в течение 63 съемочных дней стала авария, которую устроил Олег Басилашвили. По сюжету у него как замначальника была служебная «Волга». При этом артист совершенно не умел водить автомобиль. Специально для съемок он освоил азы, – как заводиться и трогаться с места. Однажды во время съемок наперерез «Волге» выскочили две девушки, – актер испугался и что было силы нажал на тормоз, но... перепутал педали. В итоге машина на полном газу врезалась в киоск «Союзпечати». По счастью, никто не пострадал и с актера даже не потребовали возместить ущерб.

«Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Никто из съемочной группы не мог предположить, какой успех ожидает фильм. Когда в 1977 году картина вышла на большой экран, она стала лидером проката с 58 млн зрителей. Главный журнал о кино «Советский экран» назвал «Служебный роман» фильмом года, а исполнителей главных ролей – Фрейндлих и Мягкова – актером и актрисой года. Сценаристы, актеры и оператор были удостоены Государственной премии РСФСР.  Фильм популярен даже за границей, – его полюбили в Китае и даже в США, отмечая потрясающую искренность, великолепную игру актеров и шарм поздней эпохи Советского Союза.

Статьи по теме:

«Вы подлец, Данелия!»: почему на «Осенний марафон» обиделись советские женщины Уцелевшая рукопись, массовые отказы от ролей и пьяные импровизации: как снимали «Гардемарины, вперед!» Запреты, ультиматумы и сломанное шасси: как снимали «В бой идут одни старики»

 

Первоисточник