Крещение. В этой связи меня наверняка спросят: «Окунаться пойдешь?» Ответ с моей стороны будет стандартным: «Не-а, я православный». При этих словах на меня обычно странно таращатся. С непониманием. И дело даже не в том, что данный обычай не православный – здесь, вероятно, и поспорить можно, – дело в том, что он… ну, нелепый, что ли. Мягко говоря.
Вот спросите среднестатистического гражданина: ты зачем в купель-то полез, а? Он что-нибудь пробубнит насчет традиции. Какой? И тут вам вряд ли кто толком что ответит.
Ну тогда с моей стороны немного исторического ликбеза. Раскроем словарь Даля. А там написано: «В иордани купаются, кто о святках рядился».
Ну то есть, кто ряженым – Церковь их осуждала – почудил, тот и лезет в купель, дабы, по суеверным и ныне здравствующим представлениям, грехи с себя смыть. То есть, как бы обычай с Православием-таки связан. Народным, отчасти отраженном в сказках Афанасьева, местами жутковатых.
Понятно, что бултыхание в проруби никакого, даже опосредованного, отношения к покаянию не имеет. Да это, по-моему, мало кого волнует. Весело ж. Нет, я на самом деле против ничего не имею. Может даже для кого-то подобный вид нерегулярного закаливания – своеобразное приобщение к религии, в стиле: мы русские, значит – православные! С нами Бог!
Ну да. Не с теми ж, а с нами. А Вы, уважаемые читатели, как к крещенским купаниям относитесь? Чувствуете потом целый год благодать, а?
Игорь Ходаков