Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

2 лет назад 281

Напомню, что соцреализм как метод в культуре и искусстве был призван эстетически выразить концепцию мира и нового человека, принятую за основу при построении коммунизма в СССР. И главные принципы этого метода — народность, идейность и конкретность. Символизм, абстракции, всяческий модернизм и прочие буржуазные штучки — не приветствовались. Равно как и безыдейность. Но тем не менее, в советский период работали и творили художники, не придерживавшиеся критериев соцреализма.

166. Россия: параллельно с соцреализмом

Критически настроенный читатель может выразить сомнения: мол, почему ты Дейнеку и Самохвалова причислила к соцреалистам, а Тырсу, Лебедева и Кравченко — нет? Отвечу: именно потому, что персонажи картин и Дейнеки, и Самохвалова (они были в первой части соцреалистического обзора) соответствуют критериям метода соцреализма, а у художников, не попавших в эту категорию — ни разу. То есть, герои и героини произведений из сегодняшней подборки не содержат в себе концепции нового человека коммунистического будущего. Их мог изобразить художник совсем не обязательно советский. Хотя первый из представленных сегодня художников — Николай Андреевич Тырса (1887 — 1942), действительно, во многом близок и Дейнеке, и Самохвалову, и другим коллегам из довоенных времён, кого принято считать соцреалистами.

Николай Андреевич Тырса был известен в основном как блестящий книжный иллюстратор, но он был не чужд и иным сюжетам, в чём нам предстоит сейчас убедиться.

Обнаженная натурщица (Сидящая модель), 1937


Любовники, 1930-e


Натурщица с косынкой на шее, 1930-е годы


Обнаженная модель со спины. 1934


В кресле


Утро молодой девушки


Уснувшие натурщицы


Обнаженная девушка


Обнаженная натурщица с книгой, 1934


Модель на зеленом фоне, 1933


Лежащая обнаженная, 1910-е


Обнаженная, 1920


Сон


Обнаженная на пляже в Сочи, 1937


На курорте


Сидящая натурщица на красном, 1937


Модель, 1932


Отдых



Артур Владимирович Фонвизин (1882 — 1973)
Художник-акварелист, в основном писал пейзажи и портреты театральных актрис. В 1937 году был причислен прессой к главарям «шайки формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин), но тогда обошлось без серьёзных последствий. Но в 1943 году был всё же сослан в Казахстан из-за немецких корней. После войны был вполне благополучным советским художником — много выставлялся, преподавал в МАрхИ, получил звание «Заслуженный художник РСФСР».
Обнаженная


Портрет жены, 1933


Обнаженная Портрет Аллы Беляковой - 1950-е годы

Алла Белякова — ученица Фонвизина и, можно сказать, хранительница его памяти.


Мария Владимировна Ломакина (1896 — 1964)
Выпускница Питерской Академии художеств, ученица Петрова-Водкина. В 1931 году Мария Ломакина была командирована Наркомпросом в Крым (где она, к слову, родилась и выросла) для работы над темой «На табачных плантациях», с целью изобразить труд табаководов, а заодно и виноградарей в традициях соцреализма. Мария написала в Крыму много портретов и пейзажей, в том числе изобразила тружеников табачных и виноградных плантаций, но командировочное задание она выполнила лишь частично — большое полотно в духе соцреализма, посвященное сельскому хозяйству, так и осталось на уровне эскизов. Не дался художнице новый метод. Ну — и не стали её после этого привлекать к какому-либо официозу. Мария Ломакина вместе с мужем-скульптором поселилась в Загорске (ныне Сергиев Посад), где работала в институте игрушки — сейчас бы сказали, что дизайнером, но тогда это называлось как-то по-другому, писала пейзажи и преподавала рисунок в Абрамцевском художественно-промышленном училище.
Два натурщика


Модель с куросом


Натюрморт с зеркалом



Алексей Ильич Кравченко (1889 — 1940)
Кравченко в советский период его жизни был известен прежде всего как график и книжный иллюстратор. На этом поприще он снискал официальное признание — его отпускали на зарубежные выставки в Италию, Францию и США; он был профессором Московского института изобразительных искусств («Суриковский»). Но свою живопись Алексей Ильич никогда не выставлял, боясь (и не без оснований) быть обвиненным в «буржуазном формализме», а то и в чём-нибудь похуже. И только с середины 1950-х его живопись стала доступна ценителям искусства.
Купальщицы, 1916


Лежащая обнажённая, 1906


Купальщицы на Волге, 1917


Спящая, 1917


Утренний туалет


Купальщица у реки, 1920-е


Обнажённая с букетом, 1920-е


Индийская сказка, 1920-е

В 1913 году А.И. Кравченко был командирован Академией художеств в Индию и на Цейлон...

Сидящая модель на оранжевой драпировке, 1919


Сидящая модель, 1920-е


Сидящая обнажённая на красной драпировке, 1919


Стоящая обнажённая, 1920


Обнаженная с рыжими волосами


Три купальщицы, 1922


Купальщицы, 1919


У водоёма, 1929


Полуобнажённая девушка с распущенными волосами, 1927-1928


Девочка в красном, 1926



Александр Исаакович Русаков (1889 — 1952)
Ученик Петрова-Водкина, Бакста, Добужинского. Основным направлением творчества А.И. Русакова был городской пейзаж Ленинграда. Пережил блокаду, экспонировался на блокадной выставке 1943 года.
Обнаженная с манекеном, 1920-е


Отдых


Обнаженная, 1923


Обнаженная модель с желтой драпировкой, 1922-23



Владимир Васильевич Лебедев (1891 — 1967)
В.В. Лебедев — признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графики. Главным направлением его творчества была иллюстрация детской книги, но Лебедев работал и на поприще политического плаката («окна РОСТа»), и в художественной графике, и в живописи, где основной его темой были натюрморты и женские портреты. Лебедев создал собственную, «лебедевскую школу», в которой начинали работу в книжной графике многие молодые художники, такие как Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, Евгений Чарушин. В 1936 году в прессе появились уничижительные статьи о творчестве Лебедева, которые в те суровые времена запросто могли спровоцировать гонения с самыми тяжёлыми последствиями. Это сильно надломило художника, и по мнению критиков, лучшие работы Лебедева созданы им до этого перелома. В последние десятилетия жизни Лебедев жил замкнуто, виделся лишь с несколькими друзьями и не появлялся на публике.
Девушка и турецкий борец


Девушка с кувшином, 1928


Натурщица со спины, 1927


Девушка со спины, 1929


Натурщица со спины, 1929


Стоящая обнаженная, 1920-е


Стоящая натурщица


Обнаженная


Обнаженная, намыливающая ногу


Обнаженная с гитарой, 1929


Женщина с гитарой, 1930


Обнаженная


Обнаженная, 1932


Обнаженная, 1932


Обнаженная со шнурками


Портрет Ирины Кичановой - жены художника


Кассирша, 1936


Полуобнажённая женщина, 1936


Обнаженная натурщица, 1936


Обнаженная натурщица, 1937


Обнаженная со скрешщенными перед грудью руками, 1937


Сидящая обнаженная, 1933


Обнажённая натура, 1940


Обнаженная в ванной, вид со спины


Сидящая натурщица, 1952



Антон Николаевич Чирков (1902 — 1946)
Родился в семье сельского священника. В 1927 году закончил московский ВХУТЕМАС («Строгановка») с высшим баллом и был премирован заграничной командировкой. Активно занимался преподаванием в художественных школах и училищах. Ездил в творческие командировки, выставлялся. В 1945-1946 годах работал над росписями храма Святителя Николая в подмосковном селе Жегалово, где и был похоронен после скоропостижной кончины...
Вакх, 1942


Северная Венера, 1931



Герасим Григорьевич Эфрос (1902 — 1979)
Ученик Петрова-Водкина. По основной специальности — архитектор, в художественном творчестве известен как карикатурист и книжный иллюстратор. Жил и работал в Ленинграде.
В бане, 1926



Филарет Иванович Пакун (1912 — 2002)
Отец Ф.И. Пакуна был священнослужителем, дед — иконописцем. Филарет Пакун был учеником Николая Тырсы, открывшего наш сегодняшний обзор. Участник Великой Отечественной войны, награждён боевыми медалями. Жил в Ленинграде-Петербурге, в преклонном возрасте часто жил во Франции, где его творчество было весьма востребовано — существовала даже очередь на портреты его кисти! Его работы находятся в музеях и частных собраниях не только России и Франции, но и многих других стран.
Полдень


Тёплый вечер


Соперницы



Николай Иосифович Витинг (1910 — 1991)
В молодости работал экскурсоводом в Третьяковке. Был в основном известен в качестве книжного иллюстратора. Какой-то стороной своего творчества вполне вписывался в метод соцреализма, увлекаясь, в частности, производственной тематикой. Но та часть наследия Н.И Витинга, что будет представлена ниже, к соцреализму всё же не имеет ни малейшего отношения.
Жанна


Натурщица, 1964


Пейзаж, 1960-е


Маргарита, 1979



Геннадий Сергеевич Мызников (1933 — 2018)
Вот этот художник вполне мог бы попасть в предыдущую российскую подборку, то есть — вторую часть обзора по соцреализму. Но — если разобраться — это близко, но — нет. Мызникова можно ассоциировать с Дмитрием Жилинским, который фигурировал в конце обзора по ссылке (кому не лень — посмотрите!), но — всё равно — нет. В том смысле, что у Жилинского — соцреализм, а у Мызникова — отсутствуют его признаки. Хотя, конечно, эти художники в чём-то близки. Ладно, хватит здесь теории разводить. Посмотрите и убедитесь сами.
Деревенская красавица


Суббота


Письмо


Обнаженная на пляже


На пляже


Гадалка


В бане


В деревне


За фабричной заставой


Пляж


У моря


Художник и модель


Этюд на солнце


Виски с содовой


Майский день


Перед зеркалом


Академики

Ну, теперь понятно, что соцреализм тут и рядом не лежал?

Русь


Серебряный век

Вполне адекватный завершающий аккорд для нашего сегодняшнего обзора.
Далее мы продолжим продираться сквозь дебри почти бесчисленных французов, творивших на стыке веков, но любителям русского искусства тоже особо долго ждать не придётся. После очередных четырёх «французских» постов — примерно через месяц — я покажу вам ещё кое-что весьма интересное.

Первоисточник