Аджария. Крепость Петра-Каджети

2 лет назад 478

Крепость, названная построившими её византийцами Петра-Скала, а от местного населения того времени лазов получившая имя Каджети, что значит и  "воинственная", и "заколдованная", находится в 7 км от Кобулети рядом с трассой Кобулети -Батуми.

С конца 80-х годов прошлого века здесь проводились тщательные раскопки. В результате Петра-Каджети и её археологический музей стали популярным туристическим местом Аджарии. Проведённая в 2020 году реставрация ещё больше увеличила количество желающих побывать в крепости. Стоимость её посещения 5 лари.

Византийцы строили Петру на скале, окружённой утёсами. Сейчас у подножия скалы расположена парковка для машин и экскурсионных автобусов. Оказавшись возле крепости, не стоит сразу подниматься к кассам и входу, а лучше пройти несколько десятков метров вперёд от стоянки к полуразрушенным стенам, полным некоего мистического очарования, спокойно посидеть рядом с ними на лавочке и "заручиться" поддержкой гения-хранителя места.

Потом уже направиться ко входу и начать подъём. Первый ярус Петры-Каджети - обсаженная лимонником и лианами аллея с лавочками и информационными щитами.

Второй ярус уже более интересен. Здесь из-под массы южной растительности проглядывают конструкции стен позднеантичной цитадели.

Поднимаемся на третий ярус.

Картина пространства и эмоциональная атмосфера сразу меняются. Чувствуется дыхание воинственной истории этого места.

Наконец вход на четвёртый ярус. 

Ещё пара шагов - и ходишь по улицам древнего города-крепости, трогаешь руками камни его некогда мощных стен, не утративших и сегодня свою суровость.

Или смотришь вниз из стенного проёма и понимаешь, почему населявшие эти места лазы назвали крепость Каджети, заколдованная.

Петру-Каджети начал строить в 526 году Иоанн Стратегос, византийский наместник, по указанию императора Юстиниана для контроля единственной проходившей вдоль моря дороги, связывавшей Западную Грузию с византийскими првинциями, и в целях защиты её от мечтавших воцариться здесь персов. Также Византия желала укрепить свою власть над формально зависимым от неё Западно-Грузинским царством  Лазика (Эгриси), на землях которого и возводилась крепость. Для пущей убедительности и устрашения гордых и не желавших подчиняться лазов, власти разместили в Петре центр управления всеми расквартированными в Эгриси византийскими войсками. Историк Прокопий Кессарийский оставил следующее описание цитадели: "Те, кто вначале строил город, позаботились о том, чтобы часть стены ... не оказалась удобной для нападения и возвели как можно более высокие стены возле каждого из утёсов входа.

В середине постройки они не оставили пустого пространства, но от земли до самого верха они возвели башни из огромных каменей, соединённых друг с другом так, чтобы их невозможно было разрушить тараном или какой-нибудь другой машиной". 

В городе-крепости была учреждена епархия, подчинённая непосредственно Константинопольскому патриарху, и построены роскошные культовые сооружения.

Население Эгриси враждебно восприняло подобные действия Византии. Недовольство дошло до того, что эгрисский царь Губаз решил обратиться к персам, огнепоклонникам-зороастрийцем, чтобы те избавили страну от таких же, как и лазы, христиан-византийцев. (Лазика приняла христианство, по разным свидетельствам, в IV или V в.в.) Результатом обращения стала Большая Эгрисская война 541-562 годов. Крепость Петра была захвачена иранским войском под командованим полководца Хосрова. Мудрые иранцы, прекрасно понимая, что стены им не разрушить, сделали под одной из них подкоп, вынесли по нему камни и землю, пустоту заполнили дровами и подожгли. Башня начала рушиться. По крепости распространялся пожар.

Взантийцы вступили с персами в переговоры, и "взяв с Хосрова слово относительно своей жизни и имущества, сдали добровольно себя и город". (Это опять Прокопий Кессарийский). Захватив цитадель, персы восстановили разрушенное, ещё больше укрепили стены, провели некоторые инженерные преобразования, рассчитывая задержаться здесь надолго. Между тем, царя Габаза разочаровали и персы, и он перешёл на сторону Византии. С его поддержкой армия империи дважды пыталась выбить персов из Петры. Первый раз, в 549 году, неудачно. А разозлённые персы поставили в крепости трёхтысячный гарнизон. В 551 году шеститысячная армия византийцев взяла Петру-Каджети в осаду, затем удачно штурмовала. Гарнизон защитников был весь перебит, а победитель, полководец Бессас, велел разрушить крепость во избежании её очередного захвата врагами.

И всё же, благодаря стараниям современных археологов и реставраторов, мы можем видить довольно неплохо сохранившиеся стены укреплений, дворца, солдатских казарм и даже баню.

Сохранились и стены кафедрального собора епископства Петра, где на свежем воздухе устроен своеобразный храм. В храме - икона Богородицы "Лоза Неувядаемая" и икона Иоанна Крестителя.

В раннем средневековье крепость принадлежала грузинским феодалам, в том числе и наиболее влиятельному, могущественному и богатому роду Эристави, о чём рассказали археологи. Казалось бы, история закончена... Но между 1189  и 1212 годами на свет появляется поэма Шота Руставели "Вэпхисткаосани", "Витязь в тигровой шкуре" ("Витязь в барсовой шкуре"). Гений поэта поселяет в Каджати каджей, сделав город-крепость их столицей, точно и подробно описывая саму Каджати и место её нахождения. В грузинской мифологии каджи - это антропоморфные духи, владеющие даром принимать любой образ, и творящие как самое страшное зло, так благополучие и добро. Но в крепости Каджети, по мнению поэта, живут несколько иные каджи. "Каджи это те же люди, только тайнами владея, Каждый кадж напоминает колдуна и чародея, Ослепить он нас сумеет лучше всякого злодея, И сражаться с ним, проклятым - бесполезная затея! Что они творят над нами эти изверги земли! Поднимают ураганы, топят лодки, корабли. По морям умеют бегать, и, конщуствуя, вдали, Ночь в сиянии скрывают, день в тумане и пыли. Потому названье каджей и дано им здесь народом, Что они, людьми рождаясь, помыкают нашим родом". Зная об этом, уже не рассудком, а на уровне мифологического и даже магического мышления изучаешь и бездонный колодец, накрытый сейчас решёткой,

и непонятные,  едва различимые рисунки на камнях,

и другие, казалось бы обыденные вещи, имеющиеся на исторических развалинах...

Впрочем, как и всю крепость, превращённую гением Руставели в страну воинов-чародеев. И только возле холма, над которым развивается флаг Грузии и возвышается её символ - православный крест, рациональный ум возвращается на своё место.

Он не может скрыть восхищения от роскошной картины моря, спокойно  раскинувшегося у подножия Петры-Каджети. 

И от южной колхидской зелени, в которой утопают дома и вьётся внизу серпантин дороги.

Тогда начинаешь понимать, что гений-хранитель Петры-Каджети тебя принял и, возможно, наделил некими знаниями, которые спустя время будут осознаны и использованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первоисточник