Он был учеником Шишкина и одним из художников-передвижников. Его работы хранятся в Третьяковской галерее и во многих региональных музеях. Вас наверняка восхитят его пейзажи - но вы вряд ли вспомните его имя.
Андрей Николаевич Шильдер (1861 - 1919) - сын художника. Его отец Николай Густавович Шильдер занимает особое место в истории русской живописи: с картина Шильдера-отца "Искушение" (1857) началась коллекция Павла Третьякова.
Андрей Шильдер рос в окружении художников, с которыми дружил его отец. Знаменитый Шишкин, увидев подростковые пейзажи Андрея, сам пригласил его в свой класс.
Как и его наставник, Андрей Шильдер часто выезжал на природу, делал натурные зарисовки, а потом в мастерской компоновал их в более эффектные пейзажи, меняя порой реальность до неузнаваемости.
Шильдер был востребованным пейзажистом: он писал картины быстро и много, в покупателях не было недостатка. Этим объясняется то, что не все его картины совершенны: где-то художник торопился, а где-то просто не хватало таланта - он сам понимал и сокрушался о том, что, например, не слишком виртуозно работает с цветом. "Я придворный поставщик её величества буржуазии. Я получаю от нее деньги и должен работать и угождать ей", - с горечью говорил о себе Шильдер.
При всей своей популярности, богатым Андрей Шильдер никогда не был: не умел распоряжаться финансами и, имея хорошие заработки, вечно был в долгах. Зато если самого Шильдера кто-то просил о помощи - он никогда не отказывал, мог отдать последнее.
Современники отзывались о нём, как о человеке без недостатков: скромен, не пьёт, ни курит, в карты не играет. Кроме живописи, было у Шильдера ещё одно сильное увлечение - да и то правильное, безопасное: шахматы.
Куда же уплывали деньги?!
Из воспоминаний художника Якова Минченкова:
Зима, к которой мы ещё вернёмся, у Андрея Шильдера выходила эффектнее всего, но и другим временам года внимание он тоже уделял - вот несколько примеров (листайте галерею картин вправо, чтобы увидеть все):
Андрей Шильдер страдал, как это тогда называли, "нервным заболеванием". Некоторые считали, что до психического расстройства его довели постоянные размышления о том, что он недостаточно талантлив. Но есть и другая версия: что корень проблемы - в одном событии из юности художника.
Из воспоминаний Якова Минченкова:
Бесконечные сомнения в своих силах, в правоте своих убеждений в искусстве убийственно влияли на психику художника и довели его до болезненности, до нервного заболевания, хотя для последнего была и другая причина, о которой мне сказал Волков: в юности Шильдер на охоте по неосторожности застрелил своего родного брата. После этого ужасного случая он долго болел, не мог слышать выстрелов и видеть крови. Волков просил меня как-либо не напомнить об этом Шильдеру и даже не говорить товарищам, чтобы они не проговорились и не довели Андрея до припадка или заболевания более серьезного.
Андрей Шильдер умер вскоре после революции. Ему было 58 лет.