Искусство коллажа

2 лет назад 229

 

статьи о коллаже
В современном искусстве слово "коллаж" описывает композицию, состоящую из множества разнообразных материалов - как правило, печатных материалов, таких как газетные вырезки, фотографии, произведения графического или цифрового искусства, предметы текстиля или ткани и, возможно, твердые предметы - все это приклеено к листу бумаги, доске или холсту.

 

Коллаж ассоциируется прежде всего с современными художественными движениями кубизма и Дада, а также с современными практиками ассамбляжа, ярким представителем которого является американский поп-художник Роберт Раушенберг. Теория и практика коллажного искусства в настоящее время преподается в качестве предмета второстепенной важности в некоторых из лучших художественных школ во всём мире.

Коллаж в кубизме

Образцами коллажа начала двадцатого века были два пионера кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак. Для начала они разработали аналитический кубизм, отражающий художественную философию Пикассо, согласно которой голова просто состояла из двух глаз, носа и рта, которые могут быть выложены любым способом, который пожелает художник. Аналитические кубистические картины становились все более и более фрагментарными, а их содержание - все более абстрактным. Затем, примерно в 1912 году, Пикассо и Брак разработали новую форму живописи, известную как синтетический кубизм - метод, который импортировал сначала слова, а затем "реальные" элементы, такие как вырезки из газет, билеты, обрывки обоев и этикетки, чтобы представить себя. Другим используемым методом было папье-колле, или приклеенная бумага, которую Брак использовал в своем коллаже "Блюдо с фруктами и стакан" (1913).

Блюдо с фруктами и стакан. 1913 г. Жорж Брак

Блюдо с фруктами и стакан. 1913 г. Жорж Брак

Эти формы кубистического коллажа совпали с ранними трехмерными композициями с использованием "найденных объектов", такими как спорные "готовые работы" художника Dada Марселя Дюшана (1887-1968).

Коллаж в стиле Дада

Движение Дада зародилось в Цюрихе, Швейцария, во время Первой мировой войны как художественный бунт против общепринятых ценностей, которые вызвали такой ужас. После войны Дада превратился в сюрреализм в Париже и Кельне. Коллаж был особой техникой этого антиискусственного движения. Маленькие коллажи "Мерцбильдер" немецкого художника Dada Курта Швиттерса были тщательно изготовлены из уличного мусора, чтобы отразить мир, сошедший с ума. Макс Эрнст, другой немецкий художник-дада и сюрреалист, также создал ряд коллажированных изображений и включил фроттаж (растертые узоры) в свое искусство фэнтези. Вольф Востелл изобрел декольте, то есть противоположность построенным коллажам с использованием фрагментов плакатов и других "найденных" материалов. Среди других известных художников, использовавших коллаж, были Жан Арп, Марсель Дюшан, Пикабиа и американский абстрактный экспрессионист Роберт Мазервелл.

Коллаж в стиле Дада. Lola Dupre

Коллаж в стиле Дада. Lola Dupre

Современный коллаж (Смешанная техника)

С тех пор коллаж использовался многими другими художниками: голландским художником-абстракционистом Питом Мондрианом, британским художником Джоном Уокером и американкой Джейн Фрэнк (известной своими коллажами на холсте). Ли Краснер (1908-84), жена Джексона Поллока, изобретателя "экшн-живописи", также создавала коллажи, собранные из фрагментов ее собственных выброшенных картин. Художники нео-дада, в том числе Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг, также разработали современные формы коллажей и другие работы в смешанных медиа.

В конце двадцатого века концепция коллажа расширилась и распространилась далеко за пределы изобразительного искусства, включив музыкальные и архитектурные композиции, а также фотоколлаж (фотомонтаж), ассамбляж и такие ремесла, как декупаж. Кроме того, широкое использование термина современного искусства "смешанные медиа" фактически вытеснило слово "коллаж" в изобразительном искусстве, поскольку оно включает в себя склеенную сборку объектов на холсте. Одним из самых талантливых современных художников-коллажистов был житель Нью-Йорка Дэвид Войнарович (1954-92), чьи работы появились в некоторых из лучших галерей современного искусства Америки.

Первоисточник