Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 35.

3 лет назад 367

Постепенно, перемежая вкраплениями "странных миров", разными тематическими публикациями, я всё же начала потихоньку приближаться, а по мере приближения и приобщать читателей к... если можно так выразиться — сердцевине мировой сокровищницы искусства в целом и живописи в частности. Приобщать — это потому, что я уже успела познакомить читателей с произведениями художников не только отечественных, но и испанских, и итальянских , а слово "приближаться" я употребила по причине того, что я еще не показала — а вы, соответственно, не имели возможности посмотреть — даже и четверти того набора произведений, который я полагаю базовым в живописи данного жанра — то есть, у нас не освещено пока что творчество многих художников многих стран, без которых не только история живописи по заявленной теме, но и история искусства в целом будет не то, чтоб неполной, а попросту обрезанной до степени неприемлемости.

Я даже испытываю некоторый душевный трепет, потому что сегодня я открываю новую, и пока что самую обширную тему, которая будет состоять из четырёх публикаций (и это — как минимум, потому что там найдётся наверняка ещё кое-что) — так вот, речь идёт о творчестве французских художников. Здесь опять-таки стоит вспомнить ранее провозглашённый мною принцип, гласящий, что попытки объять необъятное ни к чему хорошему не приведут, и более того, грозят загубить основную идею. Я уже декларировала этот тезис, когда знакомила читателей с картинами художников Испании и Италии, но там я сумела — следуя заявленному постулату — ужать объём до двух публикаций, назвав их "на пленэре" и "в интерьере", а вот столкнувшись с необходимостью познакомить читателей с творчеством французов, я поняла, что двумя постами здесь не отделаешься. Почему мне удалось уложиться в две публикации в случае с Италией, и никак не удаётся с Францией? Вероятно, потому что в обозреваемом периоде, который я наметила, пускай и приблизительно — где-то с последней четверти XIX века до наших дней, а конкретно — на стыке XIX и XX веков — именно во Франции вспыхнула ярким светом целая плеяда великолепнейших художников, коих проигнорировать ну никак нельзя. Ну, сами посудите, какие имена: Дега, Ренуар, Гоген, Лебаск — все подходят по годам жизни к принятым мной критериям, ну и как же без них? А помимо них — знаете сколько! и каких! И сколько там образцов настоящего, подлинного высокого искусства!

Таким образом, в случае с Францией будет два "пленэра" и два "интерьера", упорядоченных, как заведено, по годам рождения художников. Чтобы не утомлять читателей одной Францией, я, возможно, между "пленэрами" и "интерьерами" вставлю что-нибудь оригинальное, необычное и доселе невиданное в моих публикациях. Есть задумки кое-какие, есть, не сомневайтесь... Но сегодня читателю придётся настроиться на соприкосновение с живописью французских художников, родившихся до 1865 года включительно — так уж получилось, что именно там проходит граница между первой и второй половинами как "пленэра", так и "интерьера", и даже один и тот же художник будет каждую "первую половину" завершать.

35. Франция: на пленэре — начало

Анри Леман (Henri Lehmann, 1814 – 1882)
Источник

Рыбак и нимфа

Томас Кутюр (Thomas Couture, 1815 – 1879)
Маленькая купальщица

Луи Деведу (Louis Devedeux, 1820 – 1874)
Рынок рабов в Азии

Жан-Луи Эмон, часто обозначен как Гамон (Jean Louis Hamon, 1821 – 1874)
Четыре сезона: лето

Вильям Адольф Бугро (William Adolphe Bouguereau, 1825 — 1905)
Волна

Весенний бриз

Купальщица

Купальщица

Купальщица

Купальщицы

После купания

Латинская красота (красота Рима)

Жемчужина

Женщина с морской раковиной

Арман Лярош (Armand Laroche, 1826 – 1903)
Девушка на фоне пруда с водяными лилиями

Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834 — 1917)
Девочки-крестьянки, купающиеся в море в сумраке

Девушка вытирается

Купальщицы на траве

Упражнения юных спартанцев

С этой картиной я ознакомилась лет в 10 или 11, и, помнится, тогда у меня возникла какая-то
потаённая зависть к этим девушкам-спартанкам, а вот теперь даже и не могу понять, почему.

Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir, 1841 – 1919)
Купальщицы

Купальщицы с крабом

Три купальщицы

а на самом деле — продолжение истории с крабом

Купальщица на берегу моря

Купальщица

Купальщица

После купания (1888)

После купания (1910)

Купальщица, сидящая обнажённой

Купальщица с длинными волосами

Туалет

После купания

Сидящая купальщица

Сидящая купальщица

Сидящая купальщица

Сидящая купальщица, вытирающая ногу

Сидящая купальщица

Маленькая обнажённая девушка в синем

Сидящая купальщица

Купальщица после купания

Стоящая купальщица

Купальщица, укладывающая волосы

Купальщица

Ода цветам

Жена булочника

Берта Моризо (Berthe Morisot, 1841 — 1895)
Отдыхающая пастушка

Эмиль Фубер (Emile Louis Foubert, 1848 – 1911)
Купальщица

Отдыхающая обнажённая

Эжен Анри Поль Гоген (Eugene Henri Paul Gauguin, 1848 — 1903)
В волнах

Две девочки купаются

Потеря девственности (Пробуждение весны)

Вайрумати

Две таитянки

Жена короля

Варварские сказания

Золото их тел

Откуда мы приходим, из чего сделаны, куда идем

Кто мы, откуда мы, куда мы идем

Жюль Скальбер (Jules Scalbert, 1851 – 1928)
Купальщицы

Лёгкий бриз

Купальщицы

Пугливая

Покой

Купальщица

Гнездо

Альбер-Огюст Фурье (Albert-Auguste Fourie, 1854 – 1937)
Купальщицы

Антуан Кальбе (Antoine Calbet, 1860 – 1944)
Купальщица

Перед огромной синевой

Девушка с рыжими волосами

Ундины

Арман Пуант (Armand Point, 1861 – 1932)
Купальщицы

Офелия (Купальщица)

Эмиль Квентин Брин (Emile Quentin Brin, 1863 – 1950)
Берег моря

Отдых на берегу озера

На солнце

В бассейне

Абель-Доминик Буайе (Abel-Dominique Boye, 1864 – 1934)
Ароматы лета

Анри Лебаск (Henri Lebasque, 1865 — 1937)
Девушка в саду Сен-Тропе

Купальщицы у фонтана Сен-Тропе

Марта и мадам Лебаск у фонтана

Молодая купальщица у реки

Подношение в саду

Обнаженная в Провансе

Две купальщицы у берега

Купальщица

Большая обнаженная в Каннах

Обнаженная на природе

Две молодые девушки с гирляндами

Мой сын

Юная девушка у колодца

Большая обнажённая (Маринетта Эндорми)

На сегодня — пока всё. В следующей публикации продолжим знакомство с французскими художниками — в порядке возрастания дат их рождения, вплоть до наших современников. И тема "на пленэре" тоже пока останется.

 

источник

 

Первоисточник