От «русской Джоконды» Ивана Крамского до богинь Ботичелли: что хотели сказать авторы знаменитых женских образов в искусстве

11 месяцев назад 129

Образы женщин в живописи рассказывают истории, передают настроение своего времени и заставляют задуматься о том, как меняется мир. Главное, научиться подмечать детали. В новом материале известные картины, их краткие истории и скрытый символизм. Неизвестная , Иван Крамской 1883 год Где посмотреть: Государственная Третьяковская галерея В наше время Иван Крамской мог бы сделать блестящую карьеру в PR. Разговоры о картине Неизвестная , которую окрестили русской Джокондой , не прекращаются больше века. Ее художник презентовал в 1883 году на выставке передвижников. Он так волновался, что ушел с мероприятия, не увидев реакцию публики. Волнение оказалось беспочвенным всем понравилось! Но кто изображен на картине? Художник так и не признался. В XX веке ее печатали в учебниках и журналах, перепродавали по частным коллекциям, а в результате она оказалась в Третьяковке. Главными кандидатками на роль Неизвестной были любовница императора Александра II Екатерина Долгорукова, крестьянка Матрена Саввишна и дочь самого Крамского Софья. С каждой из девушек мы видим общие черты: круглый мягкий овал лица, пухлые губы, густые брови, большие черные глаза, выразительная линия роста ресниц и аккуратный нос. Предполагали также, что на картине изображена Анна Каренина, а позже работу связывали со стихотворением Александра Блока Незнакомка . Девушка на картине едет в коляске одна в то время дамы себе такого не позволяли. Так художник показал, что Неизвестная не принадлежала к высшему обществу. Скорее всего, она была куртизанкой или содержанкой. Плюс, она одета слишком выразительно для своего времени: темно-синяя шуба с меховой отделкой украшена лентами, муфта, тонкие перчатки, массивные золотые браслеты, берет с белыми перьями и жемчугом. Женщина не столько красива, сколь эффектна, шикарна . Ее костюм, соответствующий новейшим тенденциям моды того времени, выдает принадлежность к дамам полусвета , сказано в описании в Третьяковской галерее. Весна , Сандро Боттичелли 1482 год Где посмотреть: галерея Уффици, Флоренция Женская красота лейтмотив всего творчества Сандро Боттичелли. Весна не исключение. Первое, что обращает на себя внимание на картине: округлые животы всех изображенных девушек. Что этим хотел сказать художник? Они беременны, или это дань времени, когда в почете были пышные женские формы? Картину разделяют на три блока, которые соответствуют трем месяцам весны. Справа март: бог восточного ветра Зефир преследует нимфу Хлориду, которая затем превращается в богиню весны Флору. По центру апрель: богиня любви Венера, парящий купидон и три грации. Слева май: Меркурий. Действие происходит на фоне апельсинового сада и цветущих растений. Некоторые эксперты ищут смысл картины в самом ее названии. Весна это символ плодородия и новой жизни. Поэтому на полотне присутствуют и мужские персонажи, без которых продолжение рода невозможно. Кстати, именно эта трактовка впоследствии привела к тому, что картину стали считать волшебной: даже сейчас вы легко найдете форумы, на которых девушки рассказывают, что их долгожданная беременность наступила после того, как они вживую увидели Весну . Другая версия происхождения картины более прозаична. Ее заказчиком был Лоренцо Великолепный Медичи, который управлял Флоренцией 25 лет. Весна стала свадебным подарком для его кузена, а беременные женщины напоминали молодым супругам о том, что затягивать с наследниками не стоит. Существует есть еще один вариант прочтения картины: муза Боттичелли Симонетта Веспуччи и ее возлюбленный Джулиано Медичи умерли весной. Поэтому возможно, все персонажи на полотне изображены парящими в воздухе они символизируют смерть. Возлюбленная ( Невеста ), Данте Габриэль Россетти 1865-1866 год Где посмотреть: галерея Тейт, Лондон Английский художник Данте Габриэль Россетти работал над своей Возлюбленной год, а после еще долго вносил правки на холст. Известно, что Россетти вдохновлялся работами Эдуарда Мане, а именно картиной Олимпия . Оттуда позаимствован прием контрастного изображения персонажей. Все внимание на главной героине-невесте: у нее выразительные черты лица и яркие рыжие волосы, в то время как у остальных девушек они темные. Интересна и одежда невесты ее словно собирали по всему миру: платье японское, украшение перуанское, фата сделана из экзотических тканей. При этом внешность у девушки восточно-европейская. Возлюбленная это иллюстрация к библейской Песне песней Соломона, поэтому на раме картины высечены две строки из этого произведения: Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему (2:16) , Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина(1:2) . Италия и Германия , Фридрих Овербек 1811-1828 год Где посмотреть: Новая пинакотека, Мюнхен У этого полотна исторический бэкграунд. Его написанию предшествовало создание в 1810-х годах коммуны немецких художников, приехавших в Рим. Они называли себя назарейцами и стремились возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса. К ним относился и Фридрих Овербек. Над картиной Италия и Германия он работал 17 лет. Изначально эта работа должна была стать продолжением произведения Франца Пфорра Суламифь и Мария и получить такое же название. Но Пфорр умер в 1812 году, а Овербек не стал завершать полотно. Он вернулся к картине спустя 16 лет и изменил концепцию. Если раньше она должна была стать манифестом дружбы двух художников, то сейчас у полотна уже было аллегорическое значение: показать взаимоотношение двух государств Италии и Германии. Страны на холсте изображены в виде девушек: Суламифь итальянка с темными волосами и вплетенными в них лавровыми листьями, а Германию представляет Мария у нее светлые косы и миртовый венок. Интересная деталь картины совмещенные пейзажи двух стран. Позади Суламифь видны небольшие дома и природа Италии: зеленые деревья, горы и озера. За спиной Марии немецкий город с правильными геометрическими пропорциями. Одежда у героинь тоже отличается. На Сулифь платье эпохи Ренессанса, а Марию одели в наряд в готическом стиле. Сам Овербек о своей картине писал так: Италия и Германия это два принципа, которые совершенно чужды один другому. Но моя миссия соединить их вместе, по крайней мере, во внешней форме моего творения . Магический круг , Джон Уильям Уотерхаус 1886 год Где посмотреть: галерея Тейт, Лондон Эту картину впервые представили в 1886 году в Королевской академии. Произведение Магический круг понравилось критикам и общественности, и в том же году его купила галерея Тейт за 650 фунтов. Тема сверхъестественного и женские образы главные мотивы, определяющие творчество Джона Уильяма Уотерхауса. Художник считал, что женщины неразрывно связаны с магией они обладают особенной силой и могут менять судьбы людей. В центре Магического круга изображена одинокая фигура женщины. И судя по всему, эта женщина ведьма. Рядом с ней разместился котелок, из которого выходит дым. Глядя на главную героиню, не сразу замечаем лягушек и ворон, которых также принято считать символами магии. И еще одна важная деталь женщина чертит круг вокруг себя палкой. Так автор хотел показать магический обряд. Образы ведьм в разное время привлекали многих художников, но Джон Уильям Уотерхаус относится к своей колдунье с особым трепетом. Он наделил ее привлекательной внешностью, мягкими чертами лица, густыми темными волосами и платьем, украшенным древнегреческими мотивами. Темы чудес и магии есть и в других полотнах художника: Обращение к оракулу , Святая Евлалия и Миранда и буря .

 

Первоисточник