Откуда в СССР бралась псевдонаука и почему Сталин любил ученых-шарлатанов?

2 лет назад 393

Сталин любил слушать ученых, которые в своих докладах говорили о величии партии и марксизма. Даже если это были биологи, которые несли полную чушь с научной точки зрения. Вся наука в СССР должна была быть пропитана идеологией.

Противостояние Вавилова и Лысенко

В конце 30-х годов советская биология была одним большим спором между биологом Вавиловым, создателем уникальной коллекции семян, которая сейчас оценивается в 8 триллионов долларов, и Трофимом Лысенко, который считал генетику буржуазной наукой, и говорил, что генов вообще не существует, а марксизм может влиять на живые организмы.

Вавилов. Фото: knife.media

Как погиб Вавилов

Вавилов верил в то, что с помощью его семян он сможет прекратить голод по всей стране. По иронии судьбы, он умер от голода в тюрьме – Лысенко развернул против него политическую кампанию, отрицая генетику в принципе. Вскоре институт Вавилова разгромили, а его отправили в тюрьму. До конца 50-х в советской биологии диктовал правила Лысенко.

Лепешинская и яйца

Соратница Лысенко и любимица Сталина в своих работах по биологии опиралась на книги марксистов. При этом она проводила опыты, похожие на опыты алхимиков несколькими веками ранее. Она, например, растирала в ступке яйца, оставляла их на время и уверяла, что после этого в них зарождалась жизнь. Позже она предлагала все болезни лечить содой. Правда, все цыплята и лягушки, которым она вкалывала соду, подохли к чертям.

Лепешинская. Фото: knife.media

Мракобесие в лингвистике

В 20-х годах лингвист Николай Яковлевич Марр основал новую науку «яфетидологию». Он говорил, что все языки похожи и скоро сольются в один – это нравилось большевикам, жаждущим мировой революции. Он говорил что во весх языках мира есть 4 главных корня: «сал», «бер», «йон» и «рош». Например, в слове «рыжий» есть видоизмененный корень «рош».

Павлов и опыты на детях

Если с точки зрения науки, эксперименты Павлова были очень важны, то с точки зрения этики это был иногда полный мрак. Например, вот в этом фильме 1926 года рассказывается, как Павлов проводил эксперименты на детях-беспризорниках. Он делал им операции, чтобы вывести поток слюны не в рот, а наружу, и проводил такие же эксперименты, как и с собаками:

https://www.youtube.com/embed/GO4qOQkJ1j8

 

Первоисточник