"Портрет девушки в огне" и... Что надеть для такого портрета

3 лет назад 394

Как-то не зацепило, — сказал мой муж, когда финальные титры появились на экране. Мы только закончили смотреть «Портрет девушки в огне» и... наши мнения не совпали.

Снятая женщинами и о женщинах (но разве только для женщин?!) это история любви и сестринсва. Мужчины присутствуют здесь лишь для того, чтобы подчеркнуть контраст, нарушить идеальный баланс женского-only мира.

Франция, 18й век. Героини почти не меняют наряды на протяжении фильма. И вместе с тем, создательницам «Портрета» все-таки удалось наполнить каждый образ символичным смыслом.

Главный инструмент — это, несомненно, цвет. У каждой героини он свой, отражающий её характер и личность.

Художница Марианна — сильная, экспрессивная, уверенная в себе — большую часть фильма проводит в красном наряде.

Тяжелый и плотный, буквально жесткий наряд — не только отражение исторической эпохи. Это метафорический корсет, в который общество заковало женщин (этот мотив можно наблюдать в костюмах всех героинь фильма). Корсет остается даже когда Марианна снимает верхний наряд, в том числе, с целью продемонстрировать мягкость, нежность, открытость.

Так законы традиционного общества имеют власть даже в самых интимных сферах. Чтобы не быть подвластной им, придется полностью раздеться отречься.

И все же для женщины тех времен у Марианны особое положение. Наличие профессии дает ей возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь и даже... не выходить замуж.

Поэтому в скудном по современным понятиям гардеробе Марианны присутствует такой символ «полумужского» статуса — тяжелое и плотное коричневое пальто, с карманами и похожее (или на самом деле) мужское.

И тем сильнее для зрителя контраст сильной и уверенной в себе Марианны с Софи, юной служанкой, казалось бы, ранимой и нежной.

Светлый наряд Софи украшен символом женственности — цветами, и её любимое занятие тоже традиционно женское — вышивка.

Однако затянутая обществом в тугой корсет Софи, пусть в тайне, отстаивает свои права на выбор и собственное тело. Однако не столь независимая как Марианна, Софи требуется камуфляж её внутреннего стержня.

И наконец, Элоиза — аристократка, но будучи женщиной, в своих правах она, как служанка, лишена права на выбор.

Cиний это её цвет — объединяющий с матерью, которая все решила за неё, и оказывающийся символом безысходности и грусти.

Синий цвет — символ грусти не только для Элоизы. Расставшись с возлюбленной, в этот цвет одевается и Марианна.

Для неё это цвет расставания, цвет потерянной любви. Поэтому в этот цвет она «одевает» Орфея на одной из своиъ картин, изображая его прощание с Эвридикой.

Понятно также, кто здесь подразумевается на роль самой Эвридики...

Костюмы «Портрета» подчеркивают одну их основных здесь тем — отсутствие у женщины настоящей свободы.  Ощущение «связянности», которое подчеркивают шарфы — ими героини укутывают лицо во время прогулок.

Сложно не увидеть здесь символизм: женщина с обвязанной головой, без права свободно думать и говорить. Женщина с завязанным ртом — без права голоса, а значит, без истринного лица, которое она хочет показать миру.

И все же «Портрет девушки в огне» не лишен надежды. И эту надежду тоже символизирует один костюм — яркое зеленое платье.

Намеренно минималистичное, чтобы в центре внимания был именно цвет — весны, новой жизни, надежды. Платье, которое за время фильма примеряет каждая из трех героинь — символично и совсем не случайно:

Таким образом содательницы «Портрета девушки в огне» дают обещание своим героиням — пускай не на их веку, но женщину ждет весна и свобода.

А вы видели «Портрет девушки в огне»? Какое впечатление оставила у вас фаворитка Каннского фестиваля? Поделитесь!

Первоисточник