"Ход королевы": шах, мат, стиль.

3 лет назад 326

«Ход королевы» (он же «Ферзевый гамбит») похож на атракцион — с пиками и падениями. Чего стоит один чемпионат в Империи Зла Москве, в любую минуту готовый стать «Игрой престолов»! И все же это пилюля, единогласно проглоченная с большим удовольствием, чем приторно-леденцовая «Эмили в Париже». 

«Гамбит» затронул несколько актуальных тем, в том числе феминизм и может ли женщина быть умна, если она красивая гламурная стильная. Однако харизма шоу, его магнит — безупречный выбор главной героини.  И создание её стиля.

Аня Тейлор-Джой — идеальное воплощение  Элизабет (Бет) Хармон. Манеры, лицо, которое «зажигается», если подчеркнуть форму губ и нарисовать «стрелки», типаж (вот вам яркий гамин) так хорошо сочетающийся с модой 60х. Это и есть магнит «Ход королевы». Всё это усиливает стиль Бет и эволюция костюмов по ходу пьесы.

Посмотрим!

Думаю, все замитили, что большинство образов Бет объединяет общий мотив. Естественно, единственно возможный: шахматная доска и шахматы. 



И появляется он как только Бет может сама оплачивать свои наряды. На свой первый денежный приз она покупает не только книги и шахматы, но и свое первое «шахматное» платье, все еще немного «школьное», но все-таки...

До этого одежду для Бет выбирает кто-то другой: детский дом, приемная мать, покупающая вещи на распродаже. Эта одежда грубая, старомодная, некрасивая. Она — форма, символ той или иной системы, в которую героиня не вписывается.

Правда, сменив старое платье на новое, Бет не становится частью сообщества шахматных игроков. Не помогает ни черно-белая гамма, ни верность клетке. Проблема в том, что Бет Хармон… носит платье, т. е. она женщина. И это делает её аутсайдером по определению.

При этом среди шахматистов, соперников Бет, есть те, кто сами выбирают быть «не как все» в этом аквариуме. В стиле, в том числе. Но если ты мужчина, это «оригинальность» и не вызывает сомнений в профессиональных способностях.

Однако за окном 60-е, вторая волна феминизма и тем логичнее, что Бет не подстраивается под эти реалии. С каждым турниром её образы остромоднее, юбки все короче (мы же помним, что 60-е это время рождения мини-юбки), а «стрелки» идеальнее.

При этом Бет не отрицает свою женственность и иногда даже откровенно её подчеркивает.

Но здесь важно понимать, что женственность 60х в корне отличается от женственности предыдущей эпохи (50х). Это подчеркивает приемная мать Бет, женщина, в буквальном смысле погибшая, потому что в своей жизни не смогла противостоять мужчинам. 

Её стиль — классическая женственность времен Бетти Дрейпер. 

При этом типаж этой женщины напоминает не слабую и субтильную модель эпохи New Look, но чувственную Джоан Кроуфорд. Вот только это чувственность должна включаться для мужчин, после чего женщине предписано покорно сидеть в углу, как выключенная кукла.

Бет отвергает для себя эту роль. Единственный раз, когда мы видим её в хрупких пастельно-женственных вещах, это «на дне», в период её затяжного запоя.

а цветовая гамма при этот одна и та же...а цветовая гамма при этот одна и та же...

Однако в целом Бет Хармон почти интуитивно уходит от силуэта  New Look в сторону модного силуэта 60х. В её гардеробе появляются брюки и ультра-стильный черный брючный костюм, к котором она прилетает в Москву на решающую битву (с драконами). Все, что транслирует уверенность и новый тип женщины.

Кажется, есть только один человек, рядом с которым Бет Хармон долгое время чувствует себя неопытной, не доросшей до победы. И девичьи наряды - сарториальное подтверждение этому.

Но в определенный момент её светлые платья меняют значение. На две решающие партии с советским шахматистом Бет выбирает наряд светло-зеленого цвета. 

Со слов художницы по костюмам, именно этот цвет — не случайный выбор. Такого зеленого цвета было детское платье Бет, расшитое родной матерью. Платье, которое у Бет забрали в детском доме.  

Выбирая такой наряд для своей самой важной своей игры (с человеком, который, возможно, напоминает её несуществующего отца?) Бет как будто возвращается к самой себе. Правда, не с первого раза. Поэтому первое платье отделано черным.

Зато во второй раз это чистая победа!

Понятное дело, такой шаг ведет героиню к символичной смене статуса: на шахматной доске своей жизни она начала пешкой, а закончила королевой. Финальный костюм как бы подтверждает ;)

На этом сегодня  меня все.  А как вам «Ход королевой»? Уже смотрели? Понравилось?

Первоисточник