«Ватерлоо» Сергея Бондарчука: эпический замысел и виртуозный провал

3 лет назад 145

В конце шестидесятых годов началась масштабная работа над исторической драмой «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Никто не предвещал, что лента звездного режиссера станет самым большим поражением в его творчестве. Сегодня разберемся, почему картина не понравилась зрителям.

Замысел

Начать историю следует с того, что идею фильма отечественной знаменитости подсказал итальянский продюсер Дино де Лаурентис после того, как увидел его шедевральную экранизацию «Войны и мира». А находившийся тогда в лучах славы режиссер быстро согласился. В течение нескольких месяцев Бондарчук плодотворно строил сценарий, повествующий об исторической битве 1815 г. между армией Наполеона и Веллингтона. Конечно, к сотрудничеству были привлечены крупнейшие международные киностудии. Кроме итальянских вложений, работу проекта обеспечивали и голливудская компания, и «Мосфильм». К сожалению, единственным верным предположением Лаурентиса было то, что в то время только Сергей Бондарчук был способен воплотить эту грандиозную идею в жизнь.

Воплощение

Кинолента состоит из трех частей. В первой в основном рассказывается о жизни главнокомандующего французской армии, его падениях и взлетах. Вторая служит кульминацией, включая в себя процесс подготовки к сражению. А завершающие сцены полностью посвящены полю битвы. Удивительно, но режиссеру удалось соотнести все существующие факты и перенести их в картину. При этом, благодаря качественной операторской съемке в кадре присутствует и аура борьбы великих умов. Поражает воображение, что в сражении приняло участие более десяти тысяч статистов. Однако, на протяжении киноленты не наблюдается хаоса — ясно прослеживается логика и психология мышления солдат.

Что касается музыкального сопровождения и пошива костюмов, то к этому вопросу производители фильма «Ватерлоо» подошли весьма тщательно. Ничто не выбивается из целостной структуры.

Актерский состав

Хоть многие критики и не признали сходство между артистом Родом Стайгером и персонажем Наполеоном Бонапартом, но нужно согласиться, что ему удалось эмоционально передать большинство чувств, испытываемых лидером армии. Знаменитость так вжился в роль, что временами истерики превращали его в незрелого ребенка. При этом большую часть экранного времени, актер предстает перед зрителями в образе безвольного и не харизматичного полководца. Роль герцога Веллингтона досталась непревзойденному Кристоферу Пламмеру. Герой четко разделяет личные и служебные проблемы, а взращивание в солдатах дисциплины и добродетели делает из него однозначно положительного воина.

Минусы

Увы, но актерская игра второстепенных персонажей на протяжении всей картины остается на низком уровне. Из-за этого картина Сергея Бондарчука получилась безэмоциональная. Сложилось впечатление, что создавался документальный проект. Также негативно на симпатии зрителей отразилось и то, что съемочная группа увлеклась реконструкцией поля битвы настолько, что забыла об общей цепочке развития события. В работе присутствует много пробелов, значительно ухудшающих восприятие повествования.

 

Первоисточник