Первая проповедь

1 год назад 209

В буддизме существует четыре самых священных места. Одно в Непале -​ это​ Люмбине, где родился Будда. Три в Индии:​ Бодхая​ - место просветления Будды,​ Сарнатх​ - место первой проповеди и​ Кушинагар​ - место его смерти. Сюда тянутся паломники со всех концов​ мира.

Мне посчастливилось посетить Сарнатх. Будучи в​ Варанаси,​ не могла не​ воспользоваться этой возможностью.​ Всего тринадцать километров от шумного, пестрого, колоритного​ Варанаси,​ средоточия​ всей Индии, находится этот тихий, цветущий, совершенно иной​ Сарнатх​ - место первой проповеди Будды.

{{uslider|197891|34249}}

 

Небольшой городок в штате​ Уттар​ Прадеш​ во времена Будды назывался​ Ришипаттана​ или​ Иссипаттана​ (и​ риши, и​ исси​ означают "святой"). В целом название переводится как "место, куда упал святой человек". Связано это с легендой. После рождения будущего Будды на землю спустились боги, чтобы объявить об этом событии пятистам святым. Все святые поднялись в небо и исчезли, а их останки, в виде реликвий,​ упали на землю.

Много позже стали называть это место​ Сарнатх, сокращенное от​ ​ Саранганатх, что означает "повелитель оленей".​ С этим названием связана уже другая легенда.​ В ней​ бодхисаттва-олень​ пожертвовал своей жизнью ради самки, на которую охотился император. Император был так тронут этим поступком, что превратил это место в заповедник для оленей. Этот парк существует и по сей день.

{{uslider|197891|34242}}

 

Еще в седьмом веке тут было тридцать действующих монастырей, три большие ступы, несколько сотен святилищ и меньших ступ. На протяжении более тысячи лет​ Сарнатх​ был религиозным центром буддистов. Однако,​ в конце двенадцатого​ столетия​ Варанаси​ и​ Сарнатх​ подверглись мусульманскому вторжению. В ходе захвата​ Кутбуддином​ Айбеком территорий в 1194 г. монастыри были разрушены, и буддийские службы прекратились.

Возрождение​ Сарнатха, как святого для буддистов места, началось в конце девятнадцатого века.​ ​ Здесь вновь выстроены храмы и монастыри многих национальных буддийских церквей — шри-ланкийской, бирманской, тибетской, японской, тайской.

{{uslider|197891|34250}}

Ступа​ Дхамекх​ - единственный неповрежденный исторический памятник​ Сарнатха. Историки датируют эту ступу 4-6 в. н.э. Но археологические раскопки свидетельствуют, что ступа намного старше.

{{uslider|197891|34244}}

 

Еще одна ступа​ Дхармараджика, от которой осталось только основание, была возведена императором​ ​ Ашокой​ на месте, где Будда дал первую проповедь. Она была частично разрушена в восемнадцатом веке одним из служащих​ махараджи​ Бенареса (Варанаси), чтобы добыть стройматериалы для строительства рынка. Во время раскопок внутри ступы нашли мраморную урну, в которой хранились, вероятно, останки Будды. Пятнадцатиметровая стела Ашоки, императора, который в третьем веке до нашей эры принял буддизм, располагалась непосредственно за ступой. Стелу​ венчала львиная капитель - квадрига львов. Четыре льва, как бы сращены друг с другом туловищами, так что выступают только передние половины их фигур, стоят с​ полуразверстыми​ пастями, с головами, обращенными на четыре стороны света. Первоначально они несли на своих спинах большое «Колесо Дхармы», каменные обломки которого хранятся в музее​ Сарнатха, собственно, как и сами львы.

{{uslider|197891|34245}}

 

Для Индии львиная капитель стала символом древности и величия культуры, миролюбия внешней политики. Играет роль и то, что колонну поставил Ашока — правитель, до сих пор пользующийся огромным уважением народа. Об Ашоке Д. Неру писал:

«Единственный из победоносных монархов и полководцев мира, он решился прекратить войну в самый разгар победы».

Интересно, что изображение львиной капители включено в государственную печать Республики Индии. На индийском флаге средняя полоса белая — цвета истины и мира. На ней изображено колесо точно такой формы, как на абаке львиной капители. Оно стало символом прогресса. Ниже абаки расположен девиз, записанный на​ деванагари: सत्यमेव जयते - «Лишь Истина побеждает». Это цитата из​ Мундака-упанишады.

{{uslider|197891|34246}}

 

В беседке разглядывали скульптурную композицию: Будда пяти аскетам произносит первую проповедь. Не​ только​ люди  слушали проповедь, но и олени пришли, настолько просто и легко излагал он своё ученье. Оно понятно было и людям, и зверям. Поэтому часто на буддийских храмах и воротах рядом с "Колесом Дхармы" мы видим две скульптуры оленей по бокам.

Вот такая величественная статуя Будды. Кругом цветы. Красота, чистота.

{{uslider|197891|34247}}

 

Как благоговейно лежит младенец в руках Будды.

{{uslider|197891|34248}}

 

Это место, где Будда "повернул Колесо Дхармы", привел его в движение и оно покатилось по азиатскому миру в виде буддизма, произвело впечатление. Однозначно.

{{uslider|197891|34251}}

 

 

Первоисточник