Продавцы времени

3 лет назад 424

«Время — деньги», — говорим мы, когда хотим подчеркнуть, что проводить его впустую не стоит. Но в XIX веке жители Лондона могли истолковать фразу буквально: «Хочешь узнать, который час, — плати». Знание точного времени являлось для семьи Бельвиль источником дохода на протяжении столетия.

Джон Генри Бельвиль устроился в Гринвичскую королевскую обсерваторию в 1811 году. В его обязанности входило помогать королевскому астроному следить за погодой.

{{slider|32083}}

В начале XIX века часы только начинали приобретать популярность, и узнать точное время можно было лишь у королевского астронома. Постепенно желающих сделать это становилось все больше, и Джордж Бидделл Эйри, занявший должность в 1835 году, не выдержал, передоверив ответственное дело своему помощнику.

Так началась монополия семьи Бельвиль. В 1836 году Джону Бельвилю выдали карманные часы, сделанные знаменитым британским часовщиком Джоном Арнольдом. Их следовало сверять с часами Гринвичской обсерватории и сообщать точное время жителям Лондона. Тем, кто готов был за это платить. Сколько стоила услуга, история умалчивает. Зато известно, что у Бельвиля было около 200 клиентов: банки, городские фирмы, часовщики, а также другие частные лица, которым по статусу полагалось знать точное время.

В 1856 году Бельвиль покинул земную юдоль. К тому времени Джордж Эйри с помощью телеграфа наладил передачу точного времени железнодорожным станциям и почтовым отделениям. Однако для англичан традиции превыше удобства. Почти 100 человек, привыкнув к услугам Бельвиля, обратились к его вдове Марии с просьбой продолжить дело. Та согласилась. А когда в 1892 году вышла на пенсию, передала семейный бизнес дочери Рут, которую впоследствии прозвали «леди времени по Гринвичу».

регулировка времени на Лондонском железнодорожном вокзале Точная синхронизация часов была особенно важна для британских железных дорог. Служащий регулирует часы в диспетчерской Лондонского железнодорожного вокзала. 1925 год © Hulton Collection

Каждое утро понедельника Рут Бельвиль начиналось с того, что она отправлялась в Гринвичскую обсерваторию. Там получала сертификат, показывающий, насколько «Арнольд» (так женщина назвала карманные часы, доставшиеся от отца) отстает или спешит, и шла к клиентам.

Проблемы начались в 1908 году, когда у Рут Бельвиль появился конкурент — директор компании Standart Time Джон Винн, оказывавший подобную услугу при помощи телеграфа. На одном из выступлений перед членами городского совета Винн обвинил Бельвиль в том, что она использует устаревший метод. При этом намекнул, что королевский астроном оставил ей работу, подвергшись влиянию женских чар. Речь была напечатана в The Times, и Рут атаковали журналисты.

Впрочем, публикации в прессе привели к эффекту, которого Джон Винн не ожидал, — Рут Бельвиль прославилась на всю Великобританию. Отныне каждый хотел узнавать точное время именно у нее. Тем более аренду собственной телеграфной линии, которую предоставляла компания Standart Time, мог себе позволить не каждый.

{{slider|32084}}

Но технологии продолжали развиваться. С февраля 1924 года компания BBC стала передавать время по радио, и многие отказались от услуг Рут в пользу нововведения. К середине 1930-х годов получили распространение телефоны, и в июле 1936 года этим воспользовался Главный почтамт: чтобы узнать точное время, требовалось просто набрать на аппарате определенную комбинацию цифр.

Несмотря на все новшества, к середине XX века у Рут Бельвиль оставалось около 50 клиентов. Она закрыла бизнес с началом Второй мировой войны, когда ходить по улицам стало небезопасно. Впрочем, передать его все равно было некому. К 89-летняя женщина так ни разу и не вышла замуж.

Карманные часы «Арнольд», которые служили семье Бельвиль на протяжении ста лет, теперь находятся в Музее часовщиков в Лондоне.

 

Первоисточник